Эверест 1996 | Ежедневное интернет-издание об экстремальной культуре и новых видах спорта - Birdy Magazine


Камень

30.09.2015 | Яна Хлебникова

Эверест 1996

Три версии одной страшной трагедии, рассказанные ее участниками и исследователями

~~~

Эверест 1996

Три версии одной страшной трагедии,
рассказанные ее участниками
и исследователями


Фото: hdimages.co

Фото: hdimages.co

В кинотеатрах мира полным ходом идет фильм «Эверест», посвященный страшным событиям 1996 года, развернувшимся на «крыше мира» из-за массовых коммерческих экспедиций, несогласованности действий гидов и непредсказуемой погоды. Сухое резюме трагедии таково — 10-11 мая 1996 года после серии восхождений на горе навсегда остались 8 альпинистов: внезапно заставшая их на позднем спуске буря дезориентировала путников, заставив их блуждать в полной темноте и пурге в зоне смерти без кислорода. Благодаря нескольким ночным выходам одного из гидов удалось спасти троих альпинистов; еще один, признанный погибшим, позже пришел в лагерь сам, полумертвый и обмороженный. О трагедии на Эвересте в 1996-м было написано минимум 4 книги, десятки статей и снято несколько фильмов, 2 из них — художественные. Но точку в дискуссии поставить за почти 20 лет не удалось никому — кроме, пожалуй, упомянутого выше нового фильма Балтазара Кормакура. Сегодня мы вновь обратимся к этой страшной драме и изложим три главных точки зрения на события мая 1996-го.

Основная полемика развернулась между членом экспедиции «Консультанты по приключениям» Джоном Кракауэром (ныне здравствующим), который отправился на Эверест как приглашенный журналист от издания Outside, и гидом экспедиции «Горное безумие» Анатолием Букреевым, одним из самых выдающихся альпинистов советской школы, покорившим 11 восьмитысячников из 14 и погибшим на Аннапурне в 1997 году. Сегодня мы попробуем разобраться в этой лавине взаимных обвинений и понять, почему, несмотря на тотальную популярность взглядов журналиста Outside, премию за мужество в США дали именно Букрееву, а в фильме «Эверест» роль русского является одной из ведущих. Итак, встречайте: тезисы из книг «В разреженном воздухе» (Джон Кракауэр, США, 1997) и «Восхождение: трагические амбиции на Эвересте» (Анатолий Букреев, Вестон де Уолт, США, 1997), а также

    Статистика по погибшим 10 мая 1996 года:

  • «Консультанты по приключениям»: 4 погибших (2 гида, 2 клиента)
  • «Горное безумие»: 1 погибший (гид)
  • Индийская экспедиция: 3 погибших (военные)

примиряющая спорщиков версия из фильма «Эверест» (Балтазар Кормакур, США, 2015). И хотя исход трагедии и списки погибших подробно описаны на Википедии и всевозможных порталах, все же предупредим: осторожно, спойлеры!

Версия №1: обвинение

3 знаменитых книги об альпинизме

Захватывающие истории о восхождениях от первого лица

Джон Кракауэр — один из самых заметных аутдор-журналистов США за последние 20 лет. Именно его перу принадлежит книга-расследование об Алексе Супербродяге — путешественнике, в одиночку проехавшем по Америке до Аляски и встретившем там свою смерть. По этой книге был снят культовый фильм «В диких условиях» («Into the wild»), который поклонники свободных путешествий считают самым главным кино нулевых. Но задолго до этого важным литературным достижением Кракауэра стала попытка разобраться в трагедии на Эвересте в 1996-м, непосредственным участником которой он являлся. Он принадлежал к несчастливой экспедиции Роба Холла «Консультанты по приключениям», похоронившей большинство своих участников в тот злополучный день. Именно он первым высказался публично и огласил свою версию произошедшего — сначала статьей в журнале Outside, затем и докумнтальным романом «В разреженном воздухе».

Фото: jonkrakauer.comФото: jonkrakauer.com

Основной упор Кракауэр делает на ошибки гидов: нездоровую конкуренцию, отсутствие должного уровня организации, невнимание к болезням клиентов и отсутствие плана на случай катастрофы

Основной упор Кракауэр делает на ошибки гидов: их желание соревноваться друг с другом в качестве предоставленного сервиса, чтобы завлечь новых участников на будущий год, отсутствие должного уровня организации, невнимание к нуждам и болезням клиентов и, наконец, отсутствие плана на случай катастрофы. В сухом остатке все его претензии верны: Роб Холл, руководитель «Консультантов», на тот момент действительно был монополистом коммерческих восхождений на Эвересте, но на пятки ему внезапно начал наступать опытный и авантюрный Скотт Фишер («Горное безумие»), который готовился к экспедиции едва ли не в последний момент и завербовал в гиды сильнейшего альпиниста советской школы — Анатолия Букреева. Холл заполучил в свою команду корреспондента журнала-бестселлера Outside, Джона Кракауэра, дав ему хорошую скидку и буквально вырвав его из рук Фишера. Фишер, в свою очередь, взял на гору звезду Манхеттена, светскую диву Сэнди Питтман, пообещавшую NBC выходить в прямой эфир с горы. Естественно, за всеми этими прениями и попытками угодить элитным клиентам далеко в стороне остались реальные организационные вопросы.

Кадр из фильма Кадр из фильма «Эверест». Фото: independent.co.uk

Холл, Фишер и другие гиды, находившиеся на горе, во всеобщей погоне за славой не уследили за огромным количеством вещей: страховочные веревки (перила) были провешены далеко не по всему маршруту, что сильно замедляло подъем; многие клиенты были откровенно не готовы к восхождению (плохо подготовлены физически или недостаточно акклиматизированы), а контрольное время возвращения с горы так и не было точно названо, из-за чего многие альпинисты непростительно долго стояли на вершине, теряя драгоценные минуты. Наконец, у команды Фишера даже не было нормальных раций, что не позволило команде координировать свои действия, когда разразилась катастрофа. Но больше всех от Кракауэра досталось почему-то Анатолию Букрееву — единственному, кто смог сориентироваться и выйти в ночи на помощь к своим клиентам. Именно Букреев во время ночных выходов в страшный буран обнаружил потерявшуюся в 400 метрах от лагеря группу из 5 человек и спас тех троих, кто еще мог идти. Тем не менее, Кракауэр в своей книге пишет, что русский альпинист был неразговорчив и не помогал клиентам, следовал своему, одному ему понятному, графику восхождения и акклиматизации, не пользовался на подъеме кислородом и в трудной ситуации оставил всех тех, кто погибал выше на горе. Как ни странно, то, что Кракауэр ставит Букрееву в вину, спасло жизни троим людям: сэкономленные им баллоны пригодились тем, кто умирал от обморожения в зоне бедствия, а раннее возвращение в лагерь с горы позволило альпинисту в абсолютном одиночестве совершить два ночных выхода на поиски заблудившихся. Возможно, именно замкнутый, неконтактный характер Букреева и его плохой английский помешали Кракауэру разобраться в ситуации, но от написанных слов он не отказался даже после гибели Анатолия в 1997 году на Аннапурне, хотя другие моменты в своей книге согласился пересмотреть.

Скотт Фишер (Джейк Джилленхол) и Роб Холл (Джейсон Кларк) в фильме Скотт Фишер (Джейк Джилленхол) и Роб Холл (Джейсон Кларк) в фильме «Эверест». Фото: wordandfilm.com

Больше всех от Кракауэра досталось почему-то Анатолию Букрееву — единственному, кто смог сориентироваться и выйти в ночи на помощь к своим клиентам

Тот факт, что мир всецело доверился Кракауэру и его точке зрения, кажется весьма странным, если не подозрительным. Журналист, в последний момент переметнувшийся из одной команды в другую из-за цены; непрофессиональный (хотя и сильный) альпинист, не сумевший не только самостоятельно добраться до палаток, но и выйти на помощь к терпящей бедствие группе из 5 человек, допустивший ряд серьезных фактических ошибок (он перепутал клиента Мартина Адамса с гидом «Консультантов» Энди Харрисом, погибшим выше на горе, тем самым дав напрасную надежду его родственникам) — разве мог Кракауэр дать объективную оценку тому, что происходило на горе, спустя всего несколько недель после произошедшего? Как и в случае с более поздней книгой «В диких условиях», на Кракауэра обиделись все без исключения родственники погибших: жена Роба Холла — за обнародованный последний разговор с мужем по спутниковому телефону, друзья Фишера — за упреки в непрофессионализме, муж погибшей японской альпинистки Ясуко Намбы — за то, что, подобно остальным, он счел еще дышащую женщину недостойной спасения. Как бы то ни было, многие его доводы справедливы, а книга «В разреженном воздухе» была и остается абсолютным бестселлером среди всей литературы о трагедии на Эвересте в 1996-м.

Роб Холл говорит с женой по спутниковому телефону. Кадр из фильма Роб Холл говорит с женой по спутниковому телефону. Кадр из фильма «Эверест», kinopoisk.ru

Версия №2: подвиг

Комета над Аннапурной: Анатолий Букреев

История легендарного альпиниста, патриота и преданного поклонника горных вершин

Ошарашенный обвинениями Кракауэра, Букреев ответил журналисту книгой «Восхождение», основную работу над которой проделал интервьюер Вестон де Уолт. Как ни странно, во многом его объяснения не противоречат тезисам Кракауэра, а подтверждают их: Букреев подробнейшим образом рассказывает о том, какая разруха царила во время подготовки экспедиции Фишера и как отчаянно они пытались скрыть от клиентов тот факт, что кислорода едва хватает на подъем и спуск всех участников, а денег, оставшихся у Фишера, не хватит на спасательные операции в случае чрезвычайных происшествий. Удивлял Букреева и тот факт, что опытнейший альпинист Фишер не соблюдал график акклиматизации, бегал по горе взад и вперед по нуждам клиентов, не щадя себя, чем и подписал себе смертный приговор. Кроме того, Букреев куда более трезво оценивал способности членов своей команды: несколько раз он просил Фишера «развернуть» нескольких участников, но тот был непреклонен и хотел довести до вершины как можно больше клиентов. Эти действия подвергали риску жизни других альпинистов: так, старший шерпа Лобсанг Джамбу, вместо того чтобы провешивать веревки на опасном участке маршрута, фактически тащил на себе наверх переутомленную Сэнди Питтман.

Анатолий Букреев. Фото: climbing.ruАнатолий Букреев. Фото: climbing.ru

Частичных извинений, которые Кракауэр включил в переиздание своей книги 1999 года, Букреев уже не увидел: в декабре 1997 года он погиб на Аннапурне

Букреев тоже совершил две важных ошибки: во время ночных выходов он решил, что спасти обмороженных и не подававших признаков жизни Ясуко Намбу и Бека Уизерса уже нельзя, и вернулся в лагерь с альпинистами, которые могли ходить. На следующий день участники экспедиций снова вернулись к замерзшим товарищам и сочли их состояние безнадежным, хотя те еще дышали. Бек Уизерс вернулся в лагерь вопреки всем законам жизни и физики. Ясуко Намба умерла в одиночестве среди льда и камней. Впоследствии, во время индонезийской экспедиции в апреле 1997 года, Букреев нашел ее тело и соорудил над ним арку из камней, чтобы предотвратить трапезы высокогорных птиц. Он неоднократно извинялся перед вдовцом Намбы за то, что не смог ее спасти. Не получилось у Букреева и помочь своему начальнику: в книге он говорит, что в отличие от шерпов, отлично понимал, что у Фишера нет никаких шансов выжить после ночи в метели на огромной высоте. Тем не менее, 11 мая около 19:00 вечера он поднялся наверх, чтобы констатировать смерть товарища.

Ингвар Эггерт Сигюрдссон в роли Букреева. Кадр из фильма Ингвар Эггерт Сигюрдссон в роли Букреева. Кадр из фильма «Эверест». Фото: lenta.ru

Вестон де Уолт посвящает несколько глав книги тому, что предшествовало восхождению: высотным работам Анатолия (тот прокладывал маршрут вместе с шерпами, когда понял, что рук не хватает), процессу его акклиматизации, работе с клиентами и разговорам с Фишером. Следуй тот и Холл советам Букреева, жертв можно было бы избежать вовсе, но история не знает сослагательного наклонения, как горам неведомо чувство сострадания. Частичных извинений, которые Кракауэр включил в переиздание своей книги 1999 года, Букреев уже не увидел: в декабре 1997 года лавина настигла его и высотного оператора Дмитрия Соболева на Аннапурне. Тела так и не были найдены. Букрееву было 39 лет.

Ингвар Эггерт Сигюрдссон в роли Букреева. Кадр из фильма «Эверест». Фото: letmedownload.inИнгвар Эггерт Сигюрдссон в роли Букреева. Фото: letmedownload.in

Версия №3: стихия

«Эверест»: голливудский блокбастер о трагедии 1996 года

Джейк Джилленхол красиво умирает на камеру, а Кира Найтли плачет в трубку в одном из самых кассовых фильмов сезона

Балтазар Кормакур, принявший непростое решение снять блокбастер по трагедии, которой в будущем году исполнится 20 лет, решил не ставить точку в бесконечных прениях сторон, а пойти другим путем. Создателя фильма «Эверест» куда больше интересовала стихия и тот вызов, который каждому из путников бросила зона смерти в обмен на покорение крыши мира. Ни профессии, ни семья, ни почтенный возраст не могут остановить того, кто однажды подхватил горную лихорадку — в фильме особое внимание уделено тому, как каждый из поднимающихся скрывает свою болезнь и слабость, чтобы дойти до вершины любой ценой. Для создания достоверной истории команда фильма обратилась вовсе не к текстам «профессионалов» — труды Кракауэра и Букреева остались в стороне. Наибольшее внимание было уделено книге Бека Уизерса — того самого клиента, который сам дополз до лагеря на обмороженных руках и ногах. Она недаром называется «Брошенный умирать»: Уизерс на себе прочувствовал, что жестокой может быть не только гора, но и люди в экстремальных условиях. Трижды оставленный умирать (первый раз — Робом Холлом на подъеме, когда его сразила снежная слепота, второй раз — на Южной Седловине, и третий раз — ночью в палатке лагеря во время нового шторма), он, тем не менее, смог сохранить не только жизнь, но и сочувственное отношение к другим участникам трагедии.

Создатели «Эвереста» не принимали ничью сторону: они стремились показать личную драму каждого, кому суждено было оказаться на горе в тот день, и борьбу за жизнь вопреки всем препятствиям

Еще одним источником информации для съемочной группы стала расшифровка разговоров лидера «Консультантов по приключениям» со своей женой, Джен Арнольд. В этих диалогах Роб Холл докладывает обстановку, замерзая на ступени Хиллари в одиночестве, и рассказывает детали о том, что случилось на самом верху в разгар бури, и прощается с беременной супругой. Сцена личной драмы в фильме воспроизведена максимально подробно: Холл погиб, спасая одного из своих клиентов, Дага Хансена, которого однажды уже не успел поднять на гору и взял с собой второй раз с прицелом на победу. Проявленная человечность стоила ему жизни: начав спуск слишком поздно и растратив кислород, оба навсегда остались на горе.

Кадр из фильма Кадр из фильма «Эверест», kinopoisk.ru

Также Кормакур, в отличие от многих исследователей ситуации, догадался пообщаться не только с участниками экспедиции, чьи воспоминания затуманены кислородным голоданием, холодом и ужасом от смерти товарищей, но и с теми, кто наблюдал за бедой со стороны и участвовал в спасательных операциях. Дэвид Бришерс, член экспедиции IMAX, снимавшей той же весной документальный фильм про Эверест, пожертвовал свой кислород пострадавшим и помогал им в спуске, а также рассказал создателям нового кино много интересных подробностей. Создатели «Эвереста» не принимали ничью сторону: они стремились показать личную драму каждого, кому суждено было оказаться на горе в тот день, и борьбу за жизнь вопреки всем препятствиям.

Впрочем, кое-что о том, кому из альпинистов сочувствовали создатели нового фильма, мы все же знаем: в «Эвересте» Кракауэру принадлежит всего пара реплик — странный вопрос «зачем вы все здесь» в базовом лагере, обращенный к участникам экспедиции, и фраза «я с тобой не пойду», брошенная Букрееву перед началом его спасательной операции. Зато к подбору актера на роль русского альпиниста команда подошла максимально серьезно (его играет исландская кинозвезда Ингвар Сигурдссон, который уже играл русских), а сам Букреев подробно показан в сцене спасения альпинистов.

Эверест. Фото: huffpost.comЭверест. Фото: huffpost.com

Если верить шерпам — коренным жителям этих мест — у каждого поступка есть свои последствия и каждое посеянное семя кармы рано или поздно взойдет. Со времен той трагедии на Эвересте произошли куда более страшные события. И сейчас, спустя 20 лет, в объективах камер операторов Кормакура, трагедия на Эвересте 1996 года постепенно теряет свой героический флер и становится тем, чем она была на самом деле — роковым стечением обстоятельств, промахов и упущений множества людей. Все это не привело бы ни к чему серьезному, если бы не жуткая непредвиденная буря, которая собрала на горе кровавую дань. Несмотря на весь ужас ситуации, драма на пике многому научила тех, кто ратовал за коммерческие восхождения, заставив их быть осторожнее и предусмотрительнее, и напомнив клиентам о том, чего стоят большие амбиции. И если несмотря ни на что восьмитысячники все еще манят вас, советуем вам погрузиться как можно серьезнее в дело «Эверест 1996» и решить для себя, готовы ли вы заплатить подобную цену за то, чтобы ваше имя было вписано в историю.



Поделиться



Комментирование закрыто

В начало страницы ↑