Я — птица | Ежедневное интернет-издание об экстремальной культуре и новых видах спорта - Birdy Magazine


Небо

22.07.2021 | Кирилл Иванов

Я — птица

История мечты о полете, обретения крыльев и бегства в небо

~~~


История мечты о полете,
обретения крыльев
и бегства в небо

Фото: blogs-sap.com

Фото: blogs-sap.com

Существует огромное множество летательных аппаратов, позволяющих человеку отрываться от земли, летать на огромных скоростях, превышающих звуковой барьер, парить, наблюдая за суетливым населением земли с высоты собственного полета. Но лишь один аппарат не просто дает человеку возможность летать, но и делает его похожим на птицу, наделяя заветной мечтой — крыльями.

Один из первых конструкторов и испытателей прообразов современных дельтапланов, Отто Лилиенталь, говорил, что необходимым условием полетов является птичье чутье, которое можно выработать только при постоянной практике. Но в отличии от прочих безумцев, охваченных идеей полета, свои первые шаги в авиации ученый начал не с прыжков с башни, а с глубокого изучения способности пернатых парить в воздухе. Учение не уберегло автора идеи от гибели во время испытаний, но его труды послужили толчком для других ученых и дальнейшего становления современной авиации.

Из космоса в космос

Лишь один аппарат не просто дает человеку возможность летать, но и делает его похожим на птицу, наделяя заветной мечтой — крыльями.

Как это ни странно, идея максимально похожего на дельтаплан устройства пришла к нам из космоса. Изначально тканевое крыло на трубчатом каркасе, изобретенное инженером НАСА Френсисом Рогалло, собирались использовать для возвращения на землю космических аппаратов, но впоследствии крыло заменили обычным парашютом. Именно тогда «крыло Рогалло» обрело независимость от американских исследователей вселенной и послужило началом эры дельтапланов. Со временем форма крыла, напоминающая греческую букву Дельта, многократно видоизменялась, равно как и подвесная система пилота, но в целом принцип остался прежним. Современные аппараты представляют собой изогнутое крыло из прочной синтетической ткани с легким дюралюминиевым скелетом из трех труб, с подвесной системой, удерживающей пилота в горизонтальном положении, и упором в виде трапеции. Управление осуществляется посредством перемещения тела пилота относительно точки подвески, то есть пилот является центром управления полета и его главный органом одновременно.

Безмоторные путешествия

Сравнивать дельтаплан с другими «крылатыми» летательными аппаратами — достаточно странное занятие. Хотя бы потому, что его ближайшим соседом является похожий по форме на самолет планёр, а это уже совершенно другая история. Однако летные характеристики дельтаплана не могут не впечатлять, и по многим параметрам они значительно превосходят более раскрученный и популярный параплан. По аэродинамическому качеству дельтаплан едва ли не догоняет морских птиц вроде альбатроса, способного перемещаться на огромные расстояния. Что касается дальности полетов и скорости, то все пионеры авиации одновременно пустили бы слезу, услышав эти цифры. На данный момент рекорд дальности полета на дельтаплане составляет 764 км, что превышает расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга, а максимальная скорость перевалила за отметку 130 км/ч.

Фото: hanggliding.org
Фото: hanggliding.org

Воздушный потолок

Восходящие потоки на Эверест

История Анжело Д’Арриго — человека, влюбленного в небо и птиц, легендарного дельтапланериста, перелетевшего Средиземное море, Сахару и Эверест.

Легкая и одновременно жесткая конструкция дельтаплана позволяет летать даже в неприемлемых для параплана метеоусловиях, а устойчивость к перегрузкам (от -3G до +6G) существенно расширяет спектр возможностей пилота и увеличивает его безопасность в сложных ситуациях, что, впрочем, не исключает наличие парашюта. Используя только восходящие потоки воздуха, дельтаплан способен набрать высоту до 6 километров, однако и здесь существуют исключения. В 2004 году человек-птица Анджело д’Арриго пролетел над Эверестом на высоте 9000 м (правда, до определенного момента его дельтаплан находился на буксировке моторизированного собрата).

Важней всего погода

Помимо Гималаев, существует невероятное множество куда более доступных мест для полетов. Главное условие их осуществления — наличие восходящих потоков воздуха, которые бывают двух типов. Первый — динамические потоки, то есть образующиеся при обтекании воздушными потоками гор и «работающие» в непосредственной близости от поверхности земли. Второй — термические, поднимающиеся от нагретых участков земли. В первом случае пилот будет ограничен в высоте несколькими сотнями метров от верхней точки обтекаемой поверхности (то есть, горы), а в случае с термическими потоками счет может пойти на тысячи и ограничиваться лишь сконденсированной в облаках влагой.

Место встречи

Сухой асфальт свежий ветер

Пока не совсем ясно, что делать и куда бежать в межсезонье, но наверняка понятно одно – уезжать из Москвы!

Как и любая секта, поклоняющиеся небу дельтапланеристы стараются держаться вместе. Причина тому — не только любовь к общему делу, но и география мест, пригодных для полетов. Первые фестивали на территории СССР организовывались на юге: в Крыму и Карпатах. Со временем отсутствие подходящих для старта горных склонов и холмов научились компенсировать специальными тележками, которые разгоняют до необходимой скорости с помощи автомобиля, создавая тем самым условия, пригодные для отрыва летательного аппарата от земли. К сожалению, полугодовым летом российская природа похвастаться не может, поэтому сезон приходится на летние месяцы, после чего дельтапланеристы вместе с перелетными птицами перемещаются в теплые края.

Негабаритный багаж

Кстати, о перемещениях. Одной из главных особенностей дельтаплана, а также весомой причиной, по которой люди начинают заниматься парапланеризмом, являются внушительные габариты и вес аппарата. Последний, в зависимости от модели, может достигать веса в 35 кг и более, но это еще полдела. В собранном виде аппарат представляет собой шестиметровый рулон, всей своей сущностью отвергающий общественный транспорт и намекающий на необходимость личного авто. Впрочем, не стоит забывать, что основная задача «крыльев» — дарить радость полета, а вопросы компактности и удобства транспортировки — это уже дела сугубо земные.

Фото: redbullcontentpool.com
Фото: redbullcontentpool.com

О том, что после первого самостоятельного полета человек перестает быть самим собой, с каждым годом все больше отдаляясь от земли, написано множество книг и снято огромное количество фильмов. Для того чтобы убедиться в этом, существует только один-единственный способ. От первого знакомства с дельтапланом до момента, когда у вас вырастут крылья и вы сможете самостоятельно полететь, пройдет всего пару месяцев, поэтому не жалейте времени — и не бойтесь падений.



Поделиться



Комментирование закрыто

В начало страницы ↑