19.06.2015 | Лера Шаронова
Истории, которые мы носим
Patagonia – чистая совесть и забота об экологии планеты без ущерба для качества продукта
~~~
Patagonia – чистая совесть
и забота об экологии планеты
без ущерба для качества продукта
Фото: facebook.com/PATAGONIA
Странно, что все эти горы специальной экипировки мы используем для того, чтобы уйти как можно дальше от города, раствориться в нетронутой первозданной природе и стать ближе к ее диким обитателям. При этом несем с собой и на себе продукты, произведенные на могилах этой самой природной чистоты и гармонии. Мир экстремального спорта и активных приключений всегда был средой, в которой человек в первую очередь ставил на кон свои подвиги, а способы и средства их достижения были вторичны. Прежде чем придумывать оправдания о неизбежности потерь и сложности человеческого бытия, познакомьтесь с деятельностью компании Patagonia, чья дружба с окружающей средой длится уже более 40 лет.
Много лет назад
Зародыши идеи об осознанном потреблении в гармонии с природой появились задолго до производства одежды и примерно совпали с рассветом скального альпинизма в Северной Америке. Началось все еще в 50-х годах двадцатого века, когда основатель компании, и ее бессменный лидер, был простым юным альпинистом с Западного побережья США. Недовольный недолговечностью скалолазных крючьев, парень начал вручную производить свои собственные из металлолома. Дальше все как в открытках про хиппи: побитый фургон-мастерская, путешествия вдоль сказочного побережья, скромный заработок от продажи самодельного снаряжения, и горы, горы, горы… В 1973-м, спустя 20 лет поисков дешевых, прочных и долговечных материалов для обеспечения восхождений, окончательно сформировалась компания с интригующим названием Patagonia.
Основатель Patagonia Ивон Шуинар. Фото: mountainonline.com
Берегите планету
«Еще в начале 90-х компания представила миру первую коллекцию одежды из переработанных пластиковых бутылок»
С тех самых пор основная концепция компании не менялась, и адепты Patagonia распространяют идею о сокращении потребления природных ресурсов и осознанного потребления, в частности, покупки качественных и долговечных вещей из натуральных, добытых гуманным способом материалов. Еще в начале 90-х компания представила миру первую коллекцию одежды из переработанных пластиковых бутылок. С тех пор вторичное сырье стало одной из фишек производства. Прошлогодняя коллекция «Правда в материалах» была выполнена из органического хлопка (используется в компании с 1996 г), нейлона и переработанной шерсти из старых свитеров и отходов текстильного производства с азиатских фабрик. Сегодня с фабрик компании выходит экипировка, одежда и обувь для альпинизма, скалолазания, сноубординга и фрискиинга, туризма, серфинга, водного сплава и просто повседневной жизни.
Фото: facebook.com/PATAGONIA
«У нас лучшая трава в городе»
«Patagonia продолжает работу над созданием 100% растительного гидрокостюма»
Пожалуй, самым заметным и одновременно инновационным продуктом Patagonia последних лет стал выпуск гидрокостюма из, внимание, растительных материалов! На что намекал рекламный слоган: «У нас лучшая трава в городе» понятно, но речь шла о гидрокостюмах R2 и R3, сделанных преимущественно из мексиканского растения гваюла. Идею заменить неопрен биоразлогаемым материалом помогли воплотить в жизнь мастера из команды Yulex, с которыми Patagonia продолжает работу над созданием 100% растительного костюма. Стоит отметить, что рыночная стоимость костюмов из травы вовсе не космическая, цена обеих моделей не превышает 550 долларов. Сейчас Patagonia ведет активную кампанию, призывая других производителей использовать гваюл во всех гидрокостюмах, сократив, тем самым производство отходов в будущем и, соответственно, стоимость костюма в настоящем.
Фото: facebook.com/PATAGONIA
Старые вещи о главном
Многие из нас привыкли, что вторая жизнь вещей – это чулан на даче с невидимой пометкой «пригодится копаться в огороде». На Западе это чаще пункт приема одежды для бродяг и прочая благотворительность . У «патагонцев» на этот счет появились свои мысли. Вот уже много лет компания призывает людей подходить с умом к выбору вещей, делая выбор в пользу качественной и долговечной одежды. Сокращая спрос, а значит и предложение, общество так или иначе сократит растраты природных ресурсов. В 2013 году компания выпустила фильм «Worn wear», повествующий о приключениях одежды Patagonia, ее удивительных и одновременно простых владельцах и том, как они ремонтируют и заботятся о своих «костюмах супергероев».
Передвижная мастерская Patagonia припарковалась у дружественного серф-шопа. Фото: sideoftheroadsessions.tumblr.com
Фургончик портного
Отдельным проектом стал волшебный биодизельный фургончик-ремонтная мастерская, специально сконструированный дизайнером и серфером Джеем Нельсоном. В рамках весеннего тура 2015 года «мобильная станция» Patagonia за 6 недель проехала 5641 милю по 21 штату из Калифорнии в Нью-Йорк . Цель проекта – бесплатный ремонт одежды Patagonia в обмен на истории ее владельцев, которые команда снимала на видео и позже выложила в специальный раздел на сайте компании. Помимо починки, сотрудники странствующего ремонтного ателье читали лекции о том, как правильно ухаживать и собственноручно чинить потрепанные вещи. В остальное время все желающие могут отремонтировать, обменять или подарить свою старую одежду в сервисном центре в Рино, Невада, проводящем порядка 30000 ремонтных работ в год.
«Патагония» для патагонцев
Начиная с 1985 года, компания жертвует 1% своих доходов организациям по защите окружающей среды. Тем, кому эта сумма может показаться смешной, поясним, что сумма дотаций приблизилась к 50 миллионам долларов. Три года назад компания получила сертификат благотворительной организации и создала 20-миллионный фонд, поддерживающий стартапы в социальных и экологических сферах. Не забыли в компании и о том месте, которое подарило ей название. В прошлом году активисты Patagonia создали новый национальный парк в чилийской Патагонии, оборудовав его всей необходимой инфраструктурой. В прошлом году Patagonia развернула кампанию против старых дамб на территории США, которые наносят непоправимый вред и губят экосистемы целых регионов. Этой проблеме компания посвятила полуторачасовой документальный фильм «Dam Nation», доступный в сети.
Фото: facebook.com/PATAGONIA
Самое приятное во всей этой истории – осознавать, что речь идет о живом примере того, как можно зарабатывать деньги, не гоняясь за гигантской выручкой и увеличением продаж, оставаясь верным себе и родной планете. При этом стоит помнить о том, что Patagonia это не гламурный бренд, посвятивший одну неделю выпуску «эко трусов» из сена, а одежда, обувь и экипировка, созданные специально для суровых условий и нешуточных испытаний.
Вокруг света в доме на колесах
Жизнь в автофургоне сквозь призму Instagram