Как выбрать горные лыжи | Ежедневное интернет-издание об экстремальной культуре и новых видах спорта - Birdy Magazine


Диван

1.11.2021 | Яна Хлебникова

Как выбрать
горные лыжи

Советы тем, кто не побоялся обзавестись палками и вступить в ряды лыжников

~~~

Как выбрать
горные лыжи

Советы тем, кто не побоялся
обзавестись палками и вступить
в ряды лыжников


Фото: jonasbendiksen.com

Фото: jonasbendiksen.com

Горные лыжи — это классика во всех смыслах этого слова. Изобретенные за долгие века до сноуборда, они служили для работы, путешествий, великих открытий и лишь спустя многие страницы своей истории стали популярной во всем мире спортивной дисциплиной. Глаза на подлинный потенциал этого спорта нам открыли могульщики и фрирайдеры, эстафету перехватили ньюскулеры с их трюками и освоением городского рельефа. Быстрые и маневренные, лыжи — это лучшее, что может случиться с вами в горах. И сегодня мы поговорим о том, как их правильно выбрать.

1. Выбираем форму и назначение лыж

Решив приобрести горные лыжи, вы наверняка уже определились, чего вы от них хотите: катания по трассам курорта, где регулярно работает ратрак, оставляющий за собой «вельвет» — ровный уплотненный снег, безумных трюков в специальных парках, гонок по слаломным трассам с маркировкой или серьезных восхождений в «диких» горах и катания по целине.


Фото: snowlink.comФото: snowlink.com

Универсалы — отличный снаряд для новичков. Но как и любая универсальная вещь, такие лыжи со всеми задачами будут справляться на 70% и уступать профессиональной технике

Если это ваши первые лыжи, лучше всего остановиться на однонаправленных (у лыжи есть выраженный нос и хвост) карвинговых или универсальных снарядах. Первые не дают упасть при неправильных движениях и не требуют нечеловеческих усилий, чтобы войти в поворот, дать резаную дугу, проехать крутой участок трассы «поперек» (траверсом) или быстро остановиться. Вторые нейтрализуют тряску от разбитой трассы и позволяют попробовать себя не только на подготовленном участке, но и в легкой целине благодаря более широкому носу, который не даст лыже «утонуть». Именно поэтому универсалы — отличный снаряд для новичков. Не стоит, впрочем, забывать, что, как и любая универсальная вещь, такие лыжи со всеми задачами будут справляться на 70% и уступать профессиональной технике для каждой дисциплины, так что универсальные лыжи — это именно проба пера. Карвинги и универсалы — самый массовый сегмент лыж, и вам не составит труда выбрать их в любом спортивном магазине.

Фото: instructorcourses.skinewgen.comjpg
Фото: instructorcourses.skinewgen.comjpg

Твинтипы — лыжи с симметричными пяткой и носом, позволяющие ехать вниз спиной к склону

Парковые лыжи — это мягкие, сравнительно короткие («в рост») лыжи для катания по подготовленным фигурам в парке от перил до трамплинов. Их форма отличается от привычной геометрии универсальных лыж — пятка и нос симметричны, что дает райдеру возможность ездить в свиче (от английского «switch» — переключать — то есть ехать задом наперед, что очень удобно на приземлении трюка). Эта конструкция называется в лыжном мире «твинтип». Она же используется во фрирайде, езде по нетронутому снегу и неподготовленным трассам: широкие лыжи для катания по нетронутому снегу тоже позволяют ехать спиной вниз. Фрирайдная лыжа может иметь обратный прогиб, чтобы держать лыжу в глубоком снегу, как на воде (недаром водные лыжи имеют схожую геометрию). Для поездки на таких лыжах по обычной ратраченной трассе необходимо иметь хорошую технику и уметь проворачивать подобных «гигантов» на жестком и скользком снегу, так что универсальными их никак не назовешь. Выбор талии (ширины) твинтипов зависит от того, где вы собираетесь их использовать: узкая (70-80 мм) нужна на жестком снегу в парке и при развитии скорости перед трамплином, средняя (85-95 мм) будет хорошо идти как по парку, так и среди елок и природных бугров, а широкая (от 100 мм) — это полноценный внетрассовый фрирайд, который будет сильно «трястись» на подготовленной трассе и мешать входить в резаные повороты.


Фото: kingspark.atФото: kingspark.at

Если лыжи нужны вам для того, чтобы не сойти с ума от скуки зимой, не гнушайтесь сноублейдами. Эти микролыжи (они чуть длиннее подошвы ботинка) созданы для отчаянного фристайла и веселья на коротких трассах. Кроме того, на них можно с успехом освоить базовые навыки равновесия и резкие повороты. Ну а если вы увлекаетесь слаломом или могулом, ваш стаж катания, вероятнее всего, исчисляется десятилетиями, а все реалии этой статьи остались в далеком прошлом.


Сноублейды. Фото: youtube.comСноублейды. Фото: youtube.com

2. Выбираем ростовку и радиус поворота по дисциплинам

Длина (ростовка) лыж — важный момент, который позволит вам наслаждаться выбранной дисциплиной, а не трястись от напряжения, пытаясь провернуть двухметровый фрирайдный кошмар на трассе или, наоборот, вытянуть полутораметровую лыжу на поверхность в глубокой, липкой целине.


Фото: facebook.com/armadaskisФото: facebook.com/armadaskis

Радиус бокового выреза (он же радиус поворота, обозначается буквой R) — характеристика, которая указывает вам на то, какой будет ширина дуги вашего поворота. Чем радиус меньше, тем резче и компактнее траектория поворота. Чем он больше, тем дуга длиннее. 11-12 метров — это резкие и точные повороты на маленьких ростовках. Универсальный радиус для подготовленных трасс — 13-14 метров. Радиусы от 20 метров — это фрирайд в серьезных горах и некоторые олимпийские дисциплины.

Фото: instructorcourses.skinewgen.com
Фото: instructorcourses.skinewgen.com

Карвинг

Революция карвингов грянула на рубеже нулевых годов. Они пришли на замену своим неповоротливым и суровым предшественникам — длинной классике — и позволили новичкам вставать на лыжи за несколько спусков. Соответственно, длина больше не должна быть выше макушки: первые лыжи берутся строго в рост или ниже на 10-15 см («под нос»), если вы мало весите.


Фото: ortlerskiarena.comФото: ortlerskiarena.com

Универсалы, которые позволят выйти за пределы подготовленной трассы и попробовать себя на легкой целине, должны быть в рост или чуть выше (плюс 5-10 см), чтобы не тонуть в густом снегу и помогать держаться на буграх. Поскольку такие лыжи берут те, кто уже почувствовал вкус к горам и попробовал разные стили катания, они должны позволять как короткие резаные повороты (тот самый карвинг), так и плавные дуги с проскальзыванием на большой скорости — поэтому их радиус стремится к 15-16 метрам.

Фото: bine-zalohar.com
Фото: bine-zalohar.com

Фристайл в парке

Как мы уже говорили, лыжи у тех, кто решил прыгать в парке, должны быть достаточно мягкими для того, чтобы амортизировать даже не самое удачное приземление и уменьшить нагрузку на ноги. Ростовка выбирается по уровню вашей физической подготовки — если вы спортсмен и комсомол, можно брать парковые твинтипы «в рост»: более длинные, они дадут высокую скорость разгона и стабильность при приземлении, а также позволят не сразу утонуть в глубоком снегу, если вы решите попрыгать между елками.


Фото: facebook.com/armadaskisФото: facebook.com/armadaskis

Но если в своих физических силах вы не уверены, первые лыжи для парка лучше брать покороче — на 5-10 сантиметров меньше роста для мужчин и на 10-15 для женщин в силу того, что прекрасный пол обычно весит меньше. Некоторые производители занижают или завышают ростовки, поэтому в магазине нужно примерять лыжи к себе любимому, желательно в горнолыжных ботинках.


Фото: xgames.espn.go.comФото: xgames.espn.go.com

Большой радиус поворота в парке, как нетрудно догадаться, не понадобится. Что до талии, в парке встречаются как широкие (85-95 мм), так и узкие (70-80 мм) платформы. И если поездку по трассе после парка узкие лыжи вам позволят, то о целине лучше забыть — короткие и мягкие лыжи моментально закопаются в глубоком снегу, поэтому для совмещения парка и фрирайда лучше брать платформу пошире.

Фото: xgames.espn.go.com
Фото: xgames.espn.go.com

Фрирайд

Главные отличия фрирайдных лыж — широкая талия, предназначенная для катания по нетронутому снегу, и высокая ростовка. Чтобы лыжа не утонула в целине, она может достигать 130 мм в ширине и 2 м в длину при максимальном росте и весе. Если это ваши первые фрирайдные лыжи, не стоит увлекаться: 100 мм талии и ростовки плюс 10-15 см от вашего роста вполне хватит для того, чтобы комфортно кататься по целине и потом не умирать от напряжения на разратраченной трассе по пути к отелю. К тому моменту, когда вы сможете себе позволить рост + 20 см от реального и талию в 125 мм, вас уже будут спонсировать ведущие бренды и снимать с вертолета для крутого горнолыжного кино. А вот с радиусом поворота скупиться не стоит — чем плавнее дуги по целине, тем выше скорость и тем меньше вы устаете на спуске, поэтому здесь цифры должны начинаться от 15-17 м.

Фото: facebook.com/armadaskis
Фото: facebook.com/armadaskis

3. Выбираем марку

Если дать Диего Марадоне детский мяч, станет ли он хуже играть в футбол? Ответ очевиден. Это же правило действует и в горнолыжном спорте. Если вы дадите олимпийскому чемпиону в слалом-гиганте карвинговые лыжи, он и на них прокатится достойно, а фрирайдный ас, приложив определенные усилия, проедет на коротких парковых твинтипах целину. Поэтому не стоит гнаться за марками и уж тем более за топовыми моделями — поверьте, их начинка сильно отличается от того, на чем катаются олимпийские звезды или маститые фрирайдеры, и выводить свои секретные технологии на большой рынок ни один бренд не станет. Несмотря на то, что в каждом сегменте существуют свои легенды (вроде Salomon в трассовом и Armada во внетрассовом катании) и антигерои (ширпотреб из спортивных гипермаркетов), опирайтесь в своем выборе исключительно на рекомендации опытных коллег по дисциплине, бюджет и собственный опыт. И да поможет вам прокат, позволяющий попробовать все, не тратя огромных сумм.

Фото: armadaskis.com
Фото: armadaskis.com

Не забывайте, что выбор горнолыжной экипировки не заканчивается покупкой одних только лыж. Вам также предстоит свидание с горнолыжными ботинками, креплениями, шлемами и палками — о выборе сопутствующей, но не менее важной экипировки для этого спорта мы расскажем вам в новых подборках.



Поделиться



Комментирование закрыто

В начало страницы ↑