8.07.2021 | Кирилл Иванов
Без билета: трейнхоппинг
Нелегальные путешествия на поездах
~~~
Нелегальные путешествия на поездах
Фото: activeandeco.com
В то время, как суицидальные «зацеперы» штурмующие крыши электричек и поездов метро, все реже мелькая в новостных программах, да ив вообще пости вымерли как явление, мы расскажем о еще более древнем и радикальном виде безбилетного проезда под названием трейнхоппинг.
Нет, пейзажи Северной Америки, открывающиеся с крыш товарных поездов, нам вовсе не милее селфи подростков, штурмующий подмосковные электрички. Просто в первом варианте катание верхом на поездах выглядит куда более интересным ввиду своей обширной географии и продолжительности поездок.
Начало
Изначально трэйнхоппинг или трейнсёрфинг появился вместе с появлением первых поездов и распространением железных дорог в разных частях света. Какая-то романтика в катании на крышах пассажирских составов и товарных поездов без сомнения была, однако первые «зацеперы» забрались в места непредусмотренные для перевозки пассажиров не от хорошей жизни.
В начале 20 века несмотря на активное строительство железных дорог, пассажирские поезда не справлялись с наплывом желающих уехать, у многих из которых, естественно, не было возможности купить билет. Во многих странах Африки, Азии и Латинской Америки это продолжается и сейчас. Что касается Запада, то здесь к середине прошлого века развитие железнодорожного транспорта и увеличение скорости движения все же загнало пассажиров внутрь вагонов, однако некоторые из них все же предпочли остались снаружи.
Бродяги Дхармы
Новым рождением трейнхоппинга, теперь уже как увлечения или вида радикального туризма с оттенком бродяжничества, принято считать как раз вторую половину 20 века.
Тогда езда на крышах и подножках вагонов, помимо своей практической стороны приобрела некий дух свободных путешествий, без денег и четких планов.
Вооруженные спальными мешками, гамаками и прочей экипировкой, молодежь отправлялась в соседние города и штаты, рискуя закончить свое путешествие на обочине путей или под колесами поезда.
В западной культуре первых «свободных путешественников» штурмующих поезда пожалуй, интересней всего наблюдать в романе «Бродяги Дхармы» Джека Керуака. Для автора и его героев железная дорога, наряду с автостопом пешим и велотуризмом, стала окном в новый мир без границ. Разумеется, одновременно с американскими битниками «зацеперы» появлялись в Европе и странах «догоняющего» мира. Сложно не упомянуть одного из самых известных в нашей стране трейнхоппера — Бориса Николаевича Ельцина, который еще в 50х годах, будучи студентом, два месяца колесил по стране верхом на поездах.
Фото: 66.media.tumblr.com
Им не нужен интернет
С наступлением 21 века явление не только не исчезло, но и начало активно развиваться. В 2006 в США, а затем и в других странах, на зло железнодорожной полиции и социальным службам в свет выходит выставка фотографий Майка Броуди «Tones of Dirt and Bone». В 2003 году 18 летний Майк из Аризоны отправился в свое первое железнодорожное путешествие через страну, и волей случая стал едва ли не главным летописцем современного трейнхоппинга. Сперва полароидные, а затем 35-мм снимки Броуди буквально взорвали мир, где казалось бы уже давно нет места хиппи, сквотерам, бродягам-экоанархистам и прочим панкам.
Что в этом интересного?
Если попытаться разложить этот коктейль на составляющие ингредиенты, то мы получим бесплатный способ проехать из пункта А в пункт В с меньшими затратами времени и сил, чем, скажем, автостоп, возможность увидеть маршруты недоступные для линий пассажирских поездов, панорамный обзор без оконных рамок и вечно падающих занавесок, возможность пересадки с одного поезда на другой и, разумеется, огромный риск, сопутствующий подобным поездкам.
Риски
Начать стоит с того, что трейнхоппинг в любых его проявлениях запрещен во всем мире. На фоне остальных стран самыми жесткими законами в отношении зацеперов выделяются США и Канада (есть специальная железнодорожная полиция) и Индия, в которых помимо денежных штрафов предусмотрены аресты на сроком до 1 года. В России и странах СНГ дело ограничивается штрафами, не превышающими 1000 рублей.
Но быть пойманным блюстителями порядка еще не все. Еще более тяжелыми последствиями могут обернуться встречи трейнхопперов с токоведущим электрооборудованием, негабаритными объектами вроде проводов, светофоров, низких мостов, ограждений платформ или встречных поездов. Так же всегда остается риск сорваться с крыши из-за рывков или резкого торможения состава. Особенно актуально все это звучит в контексте скоростей современных поездов, некоторые из которых разгоняются свыше 200 км/ч и, разумеется, тоже катают на себе безбилетников.
На всякий случай еще раз напомним, что описанные выше занятия опасны для жизни и преследуются по закону. Любите свою жизнь и используйте менее радикальные способы перенестись в пространстве и повидать мир.