Анатомический курс в мир сверхлегких велосипедов | Ежедневное интернет-издание об экстремальной культуре и новых видах спорта - Birdy Magazine


Асфальт

25.05.2021 | Кирилл Иванов

Анатомический курс в мир сверхлегких велосипедов

Анатомия фикса — сверхлегкого велосипеда без тормозов, рожденного для высоких скоростей

~~~


Анатомия фикса — сверхлегкого велосипеда
без тормозов, рожденного
для высоких скоростей

Фото: Tyler Brown @ flickr.com

Фото: Tyler Brown @ flickr.com

Не все фикс, что на тонких колесах и управляется усачем. Подобно тому, как все, что хоть как-то отличается от скейта, в массах получило общее название «лонгборд», любые отличные от горных велосипеды стали именовать фиксами. В нашем материале — краткий анатомический экскурс в мир этих сверхлегких и максимально простых велосипедов с глухой передачей.

«Сел и поехал» — метафора, идеально подходящая к простой и надежной конструкции фикса.

Комплит, то есть собранный до вас готовый комплект чего угодно, — это для слабаков, а настоящие фанаты своего дела собирают агрегаты исходя из личных потребностей и предпочтений. Чтобы вам было понятнее, что такое фикс и чем он отличается от собратьев, мы разложим его по основным частям и снова соберем. На первый взгляд может показаться, что все это лишь очередная мода, но главная идея этих минималистичных велосипедов совсем не в отсутствии тормозов или изящном внешнем виде (хотя без этого никуда). Максимальная простота конструкции без лишних деталей не только позволяет здорово облегчить общий вес, но и снижает риск поломок, а значит, повышает надежность и неприхотливость железного коня. «Сел и поехал» — метафора, идеально подходящая к фиксу.

Фреймсет: рама и вилка

Цепная реакция

Семь фактов о законодателях велосипедной моды из Барселоны — производителях технологичных рам Dosnoventa и одноименной команде

Один из самых ярких признаков фикса — его несущий «скелет», рама. Изначально их рамы были заимствованы у шоссейных или трековых велосипедов, отличающихся от прочих педальных агрегатов, во-первых, жесткостью и малым весом, во-вторых, конструкцией, подразумевающей максимально оправданную с точки зрения аэродинамики посадку велосипедиста. Как правило, основой для первого фикса служит туловище советских мамонтов «Старт-шоссе» или «Рекорд», но со временем в ход идут более дорогие рамы, из титана и алюминия, в том числе, специально разработанные для фиксов, а также трековых или уличных велосипедов. Средняя цена этого куска метала, еще совсем не похожего на велосипед, может достигать тысячи-другой долларов, но, разумеется, есть и более доступные варианты.

Руль, рулевая колонка и вынос

В последнее время все мы часто слышим «вынос» — правда, в сочетании со словом «мозг». Вынос же руля — это держатель, соединяющий руль с рулевой системой и вилкой. Что касается самого руля фикса, здесь все зависит исключительно от личных представлений об удобном и прекрасном, будь то знакомые с детства «бараньи» и «коровьи» рога, прямые палки, снятые с MTB, или что угодно другое. Никаких переключателей скоростей, компьютеров и ручек тормозов. Только грипсы или ностальгическая синяя изолента (на самом деле, нет). В некоторых случаях на фиксах используется передний тормоз, но это скорее исключение, чем правило.

Фото: kevinluc @ flickr.com
Фото: kevinluc @ flickr.com

Колеса: резина, спицы и обода

Колеса — еще одно отличие фикса («ну, фикс, такой велик на тонких колесах!») от, например, городского круизера или горного велосипеда. Они же — важный пункт сходства с синглспидами и шоссейными велосипедами. В большинстве случаев за основу берутся следующее стандарты: 700 мм в диаметре и ± 20 мм в толщину (чем они тоньше, тем лучше накат и жестче ход велосипеда). За годы развития велоспорта покрышка велосипеда эволюционировала, обросла дополнительными антипрокольными слоями, состоящими из резины разной жесткости, кордом из стальных нитей, но при этом не набрала лишнего веса. Что касается количества спиц, форм и материалов ободов, то в условиях городского катания, в первую очередь, играет роль их вес и вкус хозяина. Часто вместо переднего колеса с привычными спицами ставится аэроколесо с 3-4 лопастями: если опускать те случаи, когда хозяева не догадываются о его назначении, это колесо позволяет уменьшить сопротивление воздуха и, как следствие, увеличить скорость байка. Его стоимость порой доходит до тысячи долларов, поэтому колеса чаще всего покупаются поодиночке.

Фото: untitledfragment @ flickr.com
Фото: untitledfragment @ flickr.com

Система: звезда, шатуны, цепь, педали и каретка

Идея фикс

В Штатах удивительным образом вокруг обычных явлений может возникнуть целая культура.

Здесь спрятано сердце фикса. Ведь именно глухая передача отличает этот велосипед от синглспидов и прочих агрегатов, притворяющихся фиксом. Идея пришла из велотрека, где главной задачей было облегчить велосипед и позволить гонщику развить максимально высокую скорость. За счет отсутствия во втулке заднего колеса муфты свободного хода при вращении колеса неизбежно вращаются педали — и наоборот. Проще говоря, невозможно ехать, не крутя педали. А для того, чтобы затормозить, необходимо приложить некоторые усилия и прекратить вращение педалей, что неминуемо приведет к остановке колеса. Для того, чтобы ноги не теряли педали, используются туклипсы — приспособления, обеспечивающие фиксацию ноги и позволяющие не только толкать, но и тянуть педаль, что существенно увеличивает вращающий момент. Впрочем, туклипсы — история для тех, кто хочет передвигаться на велосипеде в обычной обуви; знатоки дела обычно выбирают контактные педали.

Фото: candycranks @ flickr.com
Фото: candycranks @ flickr.com

При наличии всех необходимых ингредиентов заветный агрегат можно собрать в течение получаса, после чего смело отправиться наводить ужас на окрестные улицы. Осталось решить, хватит ли вам одной передачи для маршрута дом — работа — дом, а также готовы ли ваши ноги крутить педали в режиме нон-стоп.



Поделиться



Комментирование закрыто

В начало страницы ↑